Вход

Поиск

Опрос

Ваш возраст?
Всего ответов: 8

Чат

Партнеры

Последние престанище космос
Суббота, 04.05.2024, 14:22
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Фантастика

Вольф Мессинг

Вольф МессингУже прошло 35 лет как умер один из самых загадочных людей прошлого века Вольф Мессинг. Его жизнь окутана тайной, в которой переплетены правда с вымыслом и отделить одно от другого очень сложно. Несмотря на давность событий, легенды о нем живут по сей день, его феноменом до сих пор интересуются.

Как «читать» чужие мысли

Для того чтобы определить истинность или ложность какого-либо утверждения, существует хорошо известный прием: берется наиболее известное явление из категории «загадочных» и подвергается тщательному научному препарированию, проверке на достоверность. В контексте сказанного представляется полезным ознакомить читателей с материалами многолетнего исследования, посвященного самому известному «экстрасенсу» советского периода, эстрадному артисту Вольфу Мессингу, выступавшему в СССР в период 1940-1974 гг. с «психологическими опытами» по «чтению мыслей» зрителей.

Известно, что в основе техники этого аттракциона лежат так называемые идеомоторные акты, которые еще именуют «микромоторными» или «зачаточными движениями». Они представляют собой едва заметные движения, бессознательно исполняемые любым человеком в тот момент, когда он отчетливо представляет какое-либо движение или действие. И чем больше он взволнован, тем более ярко проявляются у него идеомоторные акты. Так, если человек сосредоточенно представляет себе в мыслях высокую башню, то глазные мышцы так разводят глазные оси, как это присуще нам, когда мы рассматриваем высокий предмет.

Впервые с публичной демонстрацией «чтения мыслей» выступил в июле 1874 г. в Нью-Йорке молодой, полуобразованный американец Броун. Он прикладывал к своему лбу ладонь индуктора, мысленно дававшего команду на выполнение каких-либо действий. Придерживая ладонь индуктора в таком положении своей рукой, Броун с завязанными глазами отыскивал загаданного человека или определенную вещь и передавал ее по назначению и т.д. Зрелищные выступления Броуна вызвали большой интерес общества и прессы того времени. Появились публикации, авторы которых утверждали, что этот аттракцион наглядно доказывает существование телепатической связи между людьми.

Первым ученым, развенчавшим «телепатическую» природу «чтеца мыслей» Броуна, был американский невропатолог Бирд. Он продемонстрировал в октябре 1874 г. перед многочисленной научной аудиторией в Нью-Йорке натренированных людей, которые могли «читать мысли», подобно Броуну, руководствуясь легкими бессознательными движениями индуктора. Впоследствии «чтецы мыслей» появились в разных странах. Например, в 80-х годах XIX в. в России с таким аттракционом успешно выступал англичанин Бишоп.

Профессор физиологии Йенского университета В.Прейер посвятил целую книгу (1885г.) материалистическому объяснению «чтения мыслей» по идеомоторным движениям, утверждая: «Каждый человек читает по движениям мускулов, но не каждый способен достигнуть величайшей степени ловкости в этом искусстве».

Сама по себе тема идеомоторных актов подробно описана в научной литературе. Упоминание о сути идеомоторики нам необходимо для перехода к вопросу — являлся ли эстрадный артист Вольф Мессинг истинным телепатом, чьи «необыкновенные способности» могли быть использованы как для раскрытия преступлений, так и для нарушения закона?

Здесь уместно привести мнение профессора А.И. Китайгородского, автора ряда публикаций, в которых с позиций науки развенчивались известные экстрасенсы. Он писал об эстрадной телепатии: «Один из приемов заключается в передаче информации зашифрованными фразами. Скажем, можно спросить: «Что у меня в руке», а можно: «Что я держу в руке?» или: «Что у меня в левой руке» и т.д. до бесконечности. В коде, одновременно с тем или иным построением фразы, можно использовать и интонацию... На наивного зрителя уже и этот прием производит сильное впечатление, и ему кажется, что он присутствует на демонстрации чудесного явления».

Подобные номера у иллюзионистов получили наименование «мнемотехники» (угадывания мыслей), и такие эстрадные выступления известны «на протяжении многих столетий».

А.И. Китайгородский далее пишет: «Второй прием "телепатии" - идеомоторика. Разъяснение попытаюсь сделать на примере работы Мессинга, человека, который был, несомненно, талантлив, но для завлечения зрителей он своему искусству давал мистическое объяснение, да и лгал много... Из зала приглашали зрителя. Ему присваивали имя "индуктор". "Индуктору" предлагалось взять Мессинга за руку (прошу заметить - не Мессинг брал за руку «индуктора», а «индуктор» Мессинга). "Индуктору" поручалось выполнить некое задание, о котором Мессинг не знал. Он должен был мысленно диктовать Мессингу: "Сойдите со сцены, идите до пятого ряда, подойдите к такой-то даме, откройте сумочку", или что-то другое в таком роде. При этом он сопровождал Мессинга до цели. Если человек настойчиво мысленно диктует, у него возникает соответствующее непроизвольное и едва заметное дрожание мышц (во всяком случае, у девяти человек из десяти). Это и есть идеомоторика. Мессинг предлагал завязать ему глаза - номер получался. Я же как-то предложил завязать глаза "индуктору". Мессинг отклонил это предложение. Ему было ясно, что ничего не получится, ибо "индуктор" не будет знать, где пятый ряд, где задуманная дама...»

Так кто такой Мессинг


«Каноническая» биография Мессинга, известная большой читательской аудитории, вышла в СССР в 1965 г., когда журнал «Наука и религия» с 7 по 11 номер публиковал его «мемуары» «О самом себе». В тот же период фрагменты этих «мемуаров» под заголовком «Я -телепат» печатались в журнале «Смена», газете «Советская Россия» и ряде иных центральных и региональных изданий. Поток литературы, посвященной В. Мессингу, продолжает увеличиваться и в наши дни, но следует признать, что информационной базой для многочисленных публикаций продолжают оставаться «мемуары» «О самом себе».

Из них следует, что Вольф Гершикович Мессинг родился 10 сентября 1899 г. в религиозной еврейской семье близ Варшавы. В 11 лет он бежит из дома, оказывается в Берлине, где случайная встреча с профессором Абелем помогает мальчику открыть и развить свои необычные способности. По утверждению Мессинга, он способен читать мысли людей и умеет «внушить свою волю человеку».

Демонстрируя публике эти фантастические способности, Мессинг, по его утверждению, объездил с концертами множество стран, был связан с разными знаменитыми людьми, а с 1939 г. стал проживать в Советском Союзе.

Существуют разные биографии Мессинга, исключающие одна другую. Для начала рассмотрим некоторые аспекты его общеизвестной, «основной» биографии. Исследователь В.Е. Львов, много лет специализировавшийся на изобличении экстрасенсов в обмане зрителей и ученых, так отозвался о «мемуарах» Мессинга, помещенных в «Науке и религии»: «...Трудно причислить указанные "мемуары" к разряду анекдотов. Слишком уж откровенно выражено здесь злоупотребление печатным словом, слишком цинично и развязно эксплуатируется доверие читателей. Слишком тяжелое впечатление оставляет вся эта коллекция оккультных басен, почему-то нашедшая приют на страницах печати». В.Е. Львов пришел к такому уничижительному выводу, тщательно проверяя сведения из этих воспоминаний эстрадного телепата. Рассмотрим некоторые эпизоды биографии Мессинга.

В гостях у Эйнштейна

Так, автор «мемуаров» сообщает, что в 1915 г. во время своих выступлений в г. Вене он посетил квартиру Альберта Эйнштейна, где его «поразило обилие книг», и провел телепатический сеанс с Эйнштейном и со «знаменитым психологом Фрейдом». Прочтя мысленное задание Фрейда, Мессинг выщипнул три волоска из пышных усов Эйнштейна.

В.Е. Львов отыскал подробную биографию А. Эйнштейна, изданную в 1971 г. в Нью-Йорке, сравнил с «откровениями» Мессинга, после чего заключил: «Как установлено биографами Эйнштейна, он никогда не имел квартиры в Вене и в промежуток времени с 1913 по 1925 год вообще не приезжал в Вену. Кроме того, Эйнштейн никогда не держал в своих квартирах "обилия книг" и говорил своим друзьям, что ему "достаточно нескольких справочников" и что он хранит у себя лишь "оттиски наиболее важных журнальных статей..."».

Случай в поезде

В «мемуарах» Мессинг сообщает, как он сбежал из родительского дома и «зайцем» поехал в Берлин.
«Случилось то, что неизбежно должно было случиться: в вагон вошел контролер. Он будил заснувших пассажиров и проверял билеты.
- Молодой человек, - у меня в ушах и сегодня еще звучит его голос, - твой билет...
Нервы мои были напряжены до предела. Я схватил какую-то валявшуюся на полу бумажку, кажется обрывок газеты... Наши взгляды встретились. Всей силой чувств мне захотелось, чтобы он принял эту грязную бумажку за билет.
Контролер взял ее, как-то странно повертел в руках. Я сжался, сжигаемый неистовым желанием. Он сунул газетный обрывок в тяжелые челюсти компостера и щелкнул ими. Протянув мне назад «билет», он подобревшим голосом сказал:
-Зачем же ты с билетом - и под лавкой едешь? Вылезай! Через два часа будем в Берлине...
Так впервые неожиданно появилась у меня способность внушения».
Член союза писателей России М.В. Михалков в обширном интервью «Комсомольской правде» утверждал, что был хорошо знаком с В. Мессингом, который «в минуты откровения... рассказывал мне разные истории из своей жизни. Случай в поезде в его редакции выглядит совсем по другому.

Его послали в соседний город к бабушке, и двум старухам поручили за ним следить. Вольф был страшный шалун, и отец предупредил его, что если в вагоне он будет баловаться, войдет контролер и посадит его в мешок. Малыш, конечно, баловался, и старухи, беседуя, о нем забыли. Появился контролер. Мессинг испугался и выбежал в тамбур. Там спрятался в углу. Вошел контролер,осветил фонариком угол и спросил: «А ты что здесь делаешь, зайчик? Иди-ка в вагон», а сам повернулся и встал у двери. Малыш был так доволен, что его не посадили в мешок, что в шутку, по-детски, подумал: "Какой хороший дядя. Пусть он откроет ключом дверь и выпрыгнет из поезда". Контролер открыл дверь, выпрыгнул из вагона и разбился насмерть».

Приведенные цитаты позволяют любому вдумчивому читателю отнести «случай в поезде» к разряду вымышленных ситуаций. В.Е. Львов, посвятивший немало времени и сил развенчанию «мемуаров» Мессинга, прямо утверждает: «Телепатический железнодорожный заяц» своего рода блуждающий сюжет в парапсихическом фольклоре!».

Побег из карцера

Этот потрясающий воображение эпизод Мессинг приводит в первой главе «мемуаров». «Когда 1 сентября 1939 г. бронированная немецкая армия перекатилась через границы панской Польши, я знал: оставаться на оккупированной немцами территории мне нельзя. Голова моя была оценена в 200 тыс. марок. Ведь я еще в 1937 г. на выступлении в одном из театров Варшавы в присутствии тысяч людей предсказал гибель Гитлера, если он повернет на Восток». Но Мессинга все-таки схватили. «Сидя в карцере полицейского участка, я понял: или я уйду сейчас, или погиб. Я напряг все свои силы и заставил собраться у себя в камере тех полицейских, которые в это время были в помещении участка. Всех, включая начальника и того солдата, который должен был стоять на часах у выхода. Когда они, повинуясь моей воле, собрались в камере, я лежал совершенно неподвижно, как мертвый. Затем быстро встал и вышел в коридор. Мгновенно, пока они не опомнились, задвинул засов окованной железом двери. Теперь надо было спешить».

Ключевым пунктом возникновения этой фантастической ситуации является вопрос знал ли вообще Гитлер о существовании «эстрадного телепата» Мессинга, выступавшего в цирках довоенной Польши?

По теме «Гитлер и третий рейх» опубликовано свыше 50 тыс. исследований, и число их продолжает множиться. Но эти источники составлены на основе газетно-журнальных публикаций ряда изданий, среди которых есть даже оккультные газеты.
Нам представляется, что серьезное исследование должно в первую очередь критически воспринимать сведения мемуаристов, подвергая тексты разносторонней проверке. Здесь не обойтись и без обращения к архивам. В частности, для проверки версии «Гитлер знал о Мессинге» целесообразным представлялось обращение в Российский государственный военный архив. Но на мой запрос заместитель директора военного архива В.И.Коротаев ответил, что в фондах хранилища не обнаружено никаких сведений об артисте Вольфе Мессинге.

Вторым этапом поисков информации на тему «Гитлер-Мессинг» было обращение к историку, доктору Рикарде Вульпиус, преподавателю Берлинского университета, которой я передал свою просьбу о поиске информации. Ответ был таков: «К сожалению, я не смогла, несмотря на все мои усилия, ничего найти о Вольфе Мессинге. Я просмотрела наши каталоги в Берлинских библиотеках, и не нашла ни единого намека на него».

Третьим этапом поисков было мое письменное обращение к директору государственного архива Федеративной Республики Германии. Вскоре сотрудник указанного архива господин Геттлихер прислал ответ, где говорилось: «... к сожалению, не обнаружены никакие документы о реакциях Адольфа Гитлера в отношении публичного выступления Вольфа Мессинга...».

Все изложенное служит подтверждением того, что Гитлер вообще никогда не слышал о Мессинге и тем более - никак не реагировал на выступления «эстрадного телепата».

Теперь возникает другой вопрос - а был ли Вольф Мессинг вообще известен в довоенной Польше как «эстрадный телепат» или человек, обладающий необыкновенными парапсихическими способностями? Имел ли место факт распространения в оккупированной немцами Варшаве розыскных плакатов с изображением Мессинга?

Автор обратился за помощью к сотрудникам посольства Республики Польша с официальным запросом по поводу выступления Мессинга в довоенной Польше. Был получен ответ, в котором говорится, что польские специалисты не смогли обнаружить никаких документальных подтверждений существования в довоенный период Мессинга - известного парапсихолога (или известного артиста), никаких гонений гитлеровцы на него не устраивали.

«Консультант» Сталина

По утверждению Мессинга, в 1940 г., когда он выступал на одной из клубных сцен Гомеля, его увезли с собой два человека и доставили в какое-то помещение, где для беседы с артистом появился Сталин. Согласно Мессингу, Сталина «интересовало положение в Польше, мои встречи с Пилсудским и другими руководителями Речи Посполитой... Со Сталиным я встречался и позже. Вероятно, по его поручению были всесторонне проверены мои способности. Помню такой случай.
Мне предложили получить сто тысяч рублей в Госбанке по чистому бланку. Я подошел к кассиру, сунул ему вырванный из школьной тетради листок. Раскрыл чемодан, поставил у окошечка на барьер.
Пожилой кассир посмотрел на бумажку. Раскрыл кассу. Отсчитал сто тысяч... Для меня это было лишь повторением того случая с кондуктором, когда я мальчишкой ехал в Берлин. Закрыв чемодан, я отошел. Присутствовавшие в зале свидетели подписали акт о проведенном опыте. Затем с тем же чемоданчиком я вернулся к кассиру.
Он взглянул на меня, перевел взгляд на чистый тетрадный листок, насаженный им на один гвоздик с погашенными чеками, на чемодан, из которого я начал вынимать нераспечатанные пачки денег... и откинулся на спинку стула... Инфаркт!
К счастью, он выздоровел.

Другое задание состояло в том, чтобы выйти без пропуска из кабинета одного высокопоставленного лица. Я свободно прошел через три ряда охранников, заранее предупрежденных о том, чтобы меня не выпускать. Я выполнил задание без труда. Уйти из карцера в полицейском участке было куда сложнее».

Журналист М.В. Михалков, на которого мы уже ссылались выше, данный эпизод описывает иначе: «Сталин долго беседовал с ним, потом в шутку спросил: "А вы, товарищ Мессинг, сможете выйти из Кремля, если я не подпишу ваш пропуск и вдобавок предупрежу охрану?..." Через некоторое время Мессинг стоял через дорогу от Кремля, как раз напротив сталинского кабинета. Вождь махнул ему рукой: "Давай обратно!"».

«Все просто - пояснил Мессинг по возвращении, - шагая по коридору, я посылал вперед электробиологические волны и внушал охране, что идет генерал, которого надо свободно пропустить. И меня пропустили».

Журналистка Ольга Скибинская, которая взяла приведенное интервью у М.В. Михалкова, заметила: «Поверить в то, что рассказывает Михалков, почти невозможно. Не поверить -можно ненароком обидеть заслуженного человека».

Для определенного вывода о правдивости рассказов М.В.Михалкова о его встречах с В. Мессингом достаточно проанализировать тексты интервью этого человека.

Вопрос: «Использовались ли способности Мессинга спецслужбами СССР?»

Ответ: «Однажды мы с ним приехали в одно из военных училищ, где готовили будущих разведчиков. Мессинг побеседовал с одним курсантом и потом посоветовал генералу: "Надо проверить парня в экстремальных условиях..." Потом Мессинг побеседовал с другим курсантом. "А этот молодой человек очень своеобразный.У него аналитический ум, отличная память, волевой характер, но его главное качество - высочайшее самообладание. В экстремальной ситуации он в долю секунды сможет найти единственный правильный выход и этим избежит смертельной опасности..." Этим курсантом был будущий легендарный разведчик Николай Кузнецов».

Из этого текста следует, что 18-летний выпускник погран-школы НКВД М. Михалков был в доверительных отношениях с Мессингом еще до начала Великой Отечественной войны. Причем каким-то загадочным образом юный Михалков и лицо, еще не получившее советского гражданства, - Мессинг - удостоились чести тестировать будущих разведчиков в секретной школе!

Но главное не это. М.В.Михалков в интервью «Комсомольской правде» признается: «...После войны, когда узнал, что Мессинг гастролирует в Москве со своими "психологическими опытами", мне захотелось познакомиться с ним лично, что вскоре и произошло».
Выходит, не мог Михалков до войны инспектировать с Мессингом разведшколу, хотя бы потому, что он еще не успел на тот период с ним познакомиться. И не мог также Михалков присутствовать при тестировании Николая Ивановича Кузнецова Мессингом: Кузнецов погиб в 1944 г., за ряд лет до того, как Михалков первый раз пришел на сеанс Мессинга...
Налицо вариант «встречи с Эйнштейном», которой, как мы показали, вовсе не было.

Обман кассира

Прежде чем ответить на вопрос - заставляли ли Сталин и Берия Вольфа Мессинга демонстрировать необычные способности телепата, рассмотрим описанный «случай в банке» с позиций профессионалов банковского дела. Журналист К.Невский, изучивший «мемуары» «О самом себе», обратился к специалистам Госбанка с просьбой прокомментировать утверждение Мессинга о получении ста тысяч рублей в банке. Вместо ответа трое опытных специалистов просто рассказали, как получают деньги в банке: «Чек подают бухгалтеру, у которого никаких денег нет. Потом этот документ проходит уже внутренними каналами банка. Чек проверяют ревизоры, если сумма велика, то их не меньше двух. Дальше оформленный чек поступает к кассиру, который готовит документы, отсчитывает деньги и лишь потом вызывает клиента. Он (кассир) спрашивает у клиента его фамилию, какую сумму денег он должен получить и другие сведения (для какой организации и т.п.). Таков порядок».

Этапы этого оформления чека, конечно, не были известны автору «мемуаров» «О самом себе», поэтому в его изложении предполагаемый им процесс получения денег в Госбанке выглядит столь просто и совершенно неправильно.

Нигде не фигурирует тема предполагаемых контактов «эстрадного телепата» Мессинга с такими советскими руководителями, как И.В. Сталин и Л.П. Берия, не могла успешно разрабатываться без обращения к соответствующим архивным источникам. Вот что ответил мне начальник отдела архивного государственного департамента республики Грузия Ф. Данелия: «В государственных архивах Грузии нет документов, подтверждающих встречу И.В. Сталина с артистом В.Г. Мессингом в 1940-1953 гг. Их нет и в бывшем партийном архиве Грузии».

Заместитель начальника Центрального архива ФСБ РФ А.П. Черепков сообщил: «В Центральном архиве ФСБ России сведений о встречах и контактах Мессинга В.Г. со Сталиным И.В. и Берией Л.П. не имеется».

Директор бывшего архива ЦК КПСС, ныне переименованного в Российский государственный архив социально-политической истории, К.М.Андерсон ответил мне так: «Российский государственный архив социально-политической истории сведениями о встречах и контактах И.В. Сталина с Вольфом Мессингом не располагает. В журнале "Исторический архив" публиковались записи лиц, принятых И.В.Сталиным в его кремлевском кабинете. Данные о приеме Вольфа Мессинга в журнале отсутствуют».

Можно обоснованно предположить, что если бы В. Мессинг, проживавший после побега из Польши на территории Белоруссии, действительно привлек к себе внимание советских спецслужб (увезен из Гомеля на встречу со Сталиным), то в соответствующих архивах об этом должны сохраниться упоминания. На запрос автора данной статьи ответил начальник Центрального архива КГБ республики Беларусь Л.В. Пименов: «Сведений в отношении Мессинга Вольфа Гершиковича, 1899 г. рождения, уроженца местечка Гора Кальвария, в Центральном архиве КГБ республики Беларусь, а также в Национальном архиве республики Беларусь не имеется».
Существует только одно существенное упоминание, связывающее Мессинга со Сталиным. В «мемуарах» и кинофильмах фигурирует телеграмма от имени И.В. Сталина. Но здесь речь идет не о личных контактах, а лишь о стандартной форме благодарности вождя в отношении «правильного поведения» советских людей. Так, миллионы граждан СССР в годы Великой Отечественной войны вносили в фонд обороны свои личные пожертвования (нередко весьма значительные). Например, на деньги В.Г.Мессинга было построено два истребителя, участвовавшие в боях с немцами. Телеграмма за подписью И.В. Сталина, адресованная В.Г. Месингу, была стандартным проявлением такого «высочайшего» одобрения, а самих подобных телеграмм и благодарностей было огромное количество.

Другая биография

Таким образом, можно считать несостоятельными все главные эпизоды «мемуаров» Мессинга, на проверку оказавшиеся вымыслом. И здесь необходимо упомянуть документальную повесть И. Шенфельда «Раввин с Горы Кальвария или загадка Вольфа Мессинга». Произведение опубликовано в 1989 г. в журнале «Грани», издаваемом на русском языке во Франкфурте-на-Майне.

Шенфельд сообщает, что в 1941 г. он оказался в Ташкенте, где стал проживать и Мессинг, успешно гастролировавший с «психологическими опытами». В начале 1943 г. оба они оказались в одной камере внутренней тюрьмы НКВД Узбекистана. Шенфельд вспоминает: «Так начались наши разговоры, разговоры двух евреев, которых посетило одинаковое горе... Я говорил мало, а молчаливый и недоверчивый до того Мессинг вдруг стал словоохотлив... Может быть, он думал, что настали его последние дни, и ему надо было вспомнить всю свою жизнь? А может быть, у него теплилась надежда, что я вдруг останусь в живых и расскажу когда-то где-то о его судьбе...»

Приведенная Шенфельдом биография Мессинга разительно отличалась от той фантастической жизни, изложенной в «мемуарах» «О самом себе». С юности Вольф выступал в бродячих цирках Польши (номера иллюзионистов). Когда стал взрослым, освоил трюки эстрадной телепатии. После нападения Гитлера на Польшу Мессинг без особого труда перебрался в СССР. Здесь он начал выступать с демонстрацией «чтения мыслей», сначала в составе агитационных бригад, а затем с индивидуальными поездками от Госконцерта. Массовый зритель к этим концертам испытывал значительный интерес, что льстило артисту, который признавался: «Я быстро научился ничему не удивляться. А главное - не показывать своего невежества. Если я чего-то не знал или не понимал, я помалкивал и многозначительно улыбался. Всем хотелось знать, как меня принимали на Западе в столицах и других больших городах, что писала обо мне пресса. Прямо я врать не хотел, а вертел вокруг да около. Да ведь они и не поверили бы, что я до сих пор, кроме Польши, нигде не был...».

Шенфельд сообщает, что Мессинга вскоре освободили, и он продолжал выступать с концертами, а Шенфельда осудили к 10 годам лишения свободы «за шпионаж».

Для проверки объективности мемуаров Шенфельда я обратился в Генеральную прокуратуру Республики Узбекистан, попросив сообщить сведения о его аресте и осуждении. Все сведения, сообщенные Шенфельдом о себе в мемуарах, нашли подтверждение.
И. Шенфельд также называет настоящего автора «мемуаров» «О самом себе» -«Михаил Васильевич Хвастунов, писавший под псевдонимом «М. Васильев» и известный в Москве как «Михвас», был видным журналистом. Хвастунов сообразил, каким бестселлером могла бы стать книга Мессинга о самом себе. Но поскольку Мессинг был полуграмотен, а в русском языке более чем слаб, они заключили договор, по которому Хвастунов выговорил себе восемьдесят процентов всех гонораров за «литературную обработку» материала.

Он затворился с Мессингом в своей подмосковной даче и там в течение недели пытался выжать из того хоть какие-нибудь мало-мальски сенсационные воспоминания. Но воспоминания Мессинга, как мы знаем, вовсе не соответствовали его всесоюзной славе и ходившим о нем легендам. Надо было изобрести новую биографию.

И вот «Михвас» стряпает невероятный комикс под названием «Вольф Мессинг: о самом себе». Вся жизнь Мессинга представлена там как вереница чудесных и чреватых последствиями встреч. А чтобы придать «воспоминаниям» Мессинга вес, «Михвас» нашпиговал их псевдонаучными вставками из своих же брошюр. Этим должно было быть создано впечатление, что автор воспоминаний глубоко ученый человек и знает, что говорит, когда рассуждает о психологии, психоанализе, магнетизме, гипнозе, оккультизме».
Подтверждение процитированным фрагментам исследования И. Шенфельда можно найти в открытой печати. Известный журналист Ярослав Голованов сообщал: «...Мой учитель "Михвас" - зав. отделом науки "Комсомолки" М.В. Хвастунов - в 60-х годах написал книжку о знаменитом Вольфе Мессинге, разъезжавшем по стране с концертами, которые обозначались на афишах как "Психологические опыты"». О работе «Михваса» в 1965 г. над «мемуарами» Мессинга писала и дочь этого журналиста Наталья Хвастунова.
О том, что никаких вариантов собственноручной автобиографии Мессинга не имелось, мне сообщила его ассистент (1961-1974 гг.) В.И.Ивановская, отметив: «...Вы - единственный человек, который интересуется архивом Вольфа Григорьевича, или, по паспорту, - Гершиковича Мессинга после его смерти. Обычно интересовались его бриллиантами... Насчет архива Вольфа Григорьевича могу сказать, что рукописей у него не было... Если называть архивом газеты, журналы, фотографии, афиши, грамоты за шефские выступления, письма с просьбой о лечении, то это хранится у меня в папках...».

Разоблачение

После выхода в свет «мемуаров» «О самом себе» разные профессионалы обратили внимание на неправдоподобность изложенного и путаницу в научных терминах. Специалист по чтению идеомоторных актов B.C. Матвеев, встречавшийся с Мессингом, отметил в этих мемуарах «совершеннейший произвол в употреблении научных понятий гипноза, внушения и мысленного внушения (телепатии), беспрецедентное в советской литературе самоутверждение своей собственной личности и своих редчайших способностей». В то же время B.C. Матвеев отметил, что Мессинг ни разу не продемонстрировал ни одного из тех фантастических трюков, что описаны в его мемуарах, ни разу не согласился на обследование его «дара» учеными.

Сам Валентин Степанович более тридцати лет преподавал на кафедре педагогики и психологии Уральского государственного университета, читал курсы логики, педагогики, эстетики, физиологии высшей нервной деятельности, занимался научными изысканиями. С 50-х годов минувшего столетия В.С.Матвеев прочел сотни лекций по теме «разоблачение предрассудков о возможности чтения мыслей на расстоянии». Каждая лекция сопровождалась демонстрацией двух-трех экспериментов с разными индукторами, после чего B.C. Матвеев пришел к выводу, что опыт с «чтением мыслей» может быть удачно проведен всегда, с любым психически нормальным человеком, добросовестно старающимся думать только о загаданном действии. Он отмечает:
«...на опытах с сотнями людей довелось убедиться, что независимо от возраста, пола, профессии, независимо даже от языка, на котором думает индуктор, каждый человек обнаруживает достаточно выраженные для успешного проведения опытов идеомотор-ные движения. Опыт не удается или удается с трудом лишь в тех случаях, когда индуктор находится в состоянии опьянения или сосредоточивает внимание на своих движениях, сознательно задерживая идеомоторные акты, но в этих последних случаях нарушается условие опыта - сосредоточение мысли только на приказании экспериментатору о выполнении задуманных действий».
В другой своей книге, выпущенной издательством Уральского университета, B.C. Матвеев говорит: «Профессиональные артисты-экспериментаторы... нередко прибегают к специальным приемам, чтобы воздействовать на чувства индуктора и вызвать у него идеомоторные движения в яркой форме. Так, В.Мессинг, например, во время опытов проявляет излишнюю суетливость, руки его дрожат, дыхание делается тяжелым, иногда он позволяет себе раздраженно покрикивать на индуктора: "Думайте! Думайте! Вы совсем не думаете!" Все это приводит индуктора в состояние столь большой взволнованности, что он, не осознавая этого, чуть не силой ведет экспериментатора... в соответствии со своим мысленным приказанием».

Аналогичную картину наблюдал на выступлениях В. Мессинга академик Ю.Б. Кобзарев: «Я был на его сеансах, наблюдая за особенно трудными - даже для Мессинга - опытами, когда идущий сзади человек направлял его движение без какого-либо сенсорного контакта. Он страшно нервничал, на лице была написана мука. Резко бросался из стороны в сторону, влево, вправо, все время сердясь на идущего сзади: "Вы плохо представляете, куда я должен идти! Вы плохо меня направляете, вы не думаете об этом! Вы должны ясно представить себе, как я иду в нужном вам направлении. Тогда я восприму ваш образ". В конце концов, индуктор как-то обучался, и Мессинг шел туда, куда надо».

Мессинг и другие

В Советском Союзе с эстрадными номерами «чтения мыслей» успешно выступали и другие артисты - К. Николаев, Е. Виноградов, Ю. Горный, М.Куни. Однако никто из них не объявлял себя «настоящим телепатом», не заявлял о своих встречах со Сталиным, Эйнштейном, Ганди и Пилсудским. Доктор медицинских наук П.Симонов, например, отмечал: «По моим наблюдениям, Михаил Куни делает все, что делает В.Г. Мессинг, и даже больше: например, демонстрирует опыты с запоминанием огромного количества информации. Своим замечательным экспериментам Куни тут же дает правдоподобные объяснения. Выступление Куни проходит деловито, спокойно и... очень напоминает обычную научно-популярную лекцию.

В.Г. Мессинг - артист. Его имя окружено ореолом загадочности и легенд. Выступления Мессинга проходили в атмосфере известной нервозности, наэлектризованности и самого артиста, и окружающей его аудитории. Подобная атмосфера повышает впечатляющее воздействие опытов на зрителей, а с другой стороны, способствует "разработке" индуктора, усиливает его непроизвольные реакции...».
И не случайно известный артист ленинградской эстрады Михаил Абрамович Куни, упоминаемый выше, так оценил мемуары Мессинга, составленные журналистом М.В. Хвасту-новым: «Даже в самой фантастической литературе должна быть логика, здравый смысл, связь с наукой, научной гипотезой, научным предвидением. В приведенных "фактах" нет ничего общего со всем тем, что я сказал выше. Но более всего меня удивляет, что журнал "Наука и религия", призванный разоблачать мистику и кликушество, делает как раз обратное».
Подведем итоги нашего исследования.

Вольф Мессинг не обладал никакими сверхъестественными качествами психики. Его многолетние выступления с «психологическими опытами» обусловлены способностью улавливать идеомоторные акты человека-индуктора. Все публичные номера Мессинга успешно повторяли и другие артисты, не претендующие на обладание парапсихическими способностями.
Наиболее эффективные фрагменты биографии В. Мессинга «О самом себе», создавшие ему широкую рекламу, являются откровенным вымыслом.

Именно этот вымысел -ходовой товар на медиа-рынке. В самом деле, никакого интереса у массового телезрителя не вызовет сообщение, что «знаменитый Мессинг» на самом деле не обладал сверхъестественными способностями, а демонстрировал публике те опыты идеомоторики, с которыми не менее успешно выступали многочисленные цирковые и ярмарочные «телепаты» Старого и Нового Света еще в XIX в. Что Мессинг никогда не был «профессором», не имел чести быть знакомым с лидерами и знаменитыми учеными ряда стран; что его «необычная» биография является вымышленной.

В конце можно привести мнение крупного русского физиолога, академика, князя И.Р. Тарханова, который еще сто лет назад в своей книге исчерпывающе обосновал с позиций идеомоторики сущность эстрадного «чтения мыслей»: «Тешиться, забавляться этими опытами весьма естественно в качестве приятного и даже пикантного иногда развлечения, и все это для зрителей не представляет, конечно, ни малейшего вреда; вовсе не то, однако, как только опытам этим начинают придавать особое научное значение, открывающее будто бы новые горизонты, новые силы... Тут уж грань безвредности переступается, так как такого рода взглядами, вытекающими из невольного самообмана, поддерживаются ложные взгляды на явления природы и укрепляется то мистическое настроение, которое подтачивает здравый смысл человека».
Категория: Фантастика | Добавил: Администратор (04.03.2014)
Просмотров: 402 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]