Сборщики упавшего "Протона" перепутали «плюс» и «минус»
Ракета-носитель
"Протон-М" разбилась из-за неправильно подключенных датчиков, пришли к
выводу специалисты. Эту версию подтверждают качания ракеты из стороны в
сторону сразу после старта
Москва. 9 июля. INTERFAX.RU
- Авария ракеты-носителя "Протон-М" произошла по вине человеческого
фактора - при сборке ракеты неправильно подключили датчики.
"Установлено, что неверно были подключены датчики угловой скорости. При
их подсоединении были перепутаны полюса", - сообщил "Интерфаксу "
источник, близкий к комиссии по расследованию аварии. По его словам,
поэтому система управления ракеты получала некорректные данные о ее
ориентации.
Ракета "Протон-М" с тремя аппаратами "Глонасс-М"
стартовала с 81-й площадки космодрома Байконур 2 июля. Почти сразу после
отрыва от стартового стола она резко отклонилась от траектории полета,
начала распадаться в воздухе, упала неподалеку от места старта и
взорвалась. Производство разбившейся на космодроме Байконур
ракеты-носителя "Протон-М" и трех спутников "Глонасс-М", а также
организация их запуска обошлись России примерно в 4,4 млрд рублей.
8
июля источник, близкий к расследованию, сообщил "Интерфаксу", что
"расшифровка полученной телеметрии позволяет сделать предварительный
вывод об отказе системы управления ракеты-носителя "Протон-М". По его
словам, система управления ракеты-носителя "Протон-М" сразу после старта
стала получать некорректные данные от своих датчиков, в результате чего
ракета потеряла устойчивую ориентацию, а поскольку неправильные данные
от датчиков продолжали поступать, то ситуация только усугублялась. Эту
версию подтверждают качания ракеты из стороны в сторону сразу после
старта.
В дальнейшем комиссия должна будет установить причину
неправильного функционирования датчиков ориентации - отказали ли они или
были неправильно подключены. "Однако, по логике вещей, неправильное
подключение датчиков должны были обнаружить при комплексной проверке
ракеты-носителя на заводе и на Байконуре", - сказал источник. Всего,
напомнил он, комиссией рассматривалось три основных версии - проблемы в
системе управления ракетой, поломка в двигательной установке первой
ступени ракеты и отказ оборудования стартового комплекса. "Комиссия
приходит к выводу, что авария, скорее всего, не могла произойти по вине
двигательной установки или стартового комплекса", - подчеркнул
собеседник агентства.
Систему управления для ракеты-носителя
"Протон-М" разработал ФГУП "Научно-производственный центр автоматики и
приборостроения имени академика Н.А.Пилюгина" (Москва).
Вице-премьер
РФ Дмитрий Рогозин накануне сообщил о создании инспекторской группы,
которая проверит технологическую цепочку производства ракеты-носителя
"Протон-М". "Мы создаем технологическую инспекторскую группу, которая
будет состоять из специалистов не Центра Хруничева, а других космических
предприятий, которые не заангажированы причинами аварии, и они будут
проверять всю технологическую цепь, весь ход регламентных работ на
предприятии по изготовлению этой ракеты", - заявил Рогозин в эфире
радиостанции "Эхо Москвы".
Услуги по запуску космических
аппаратов с помощью ракет-носителей "Протон-М" и разгонных блоков
"Бриз-М" осуществляет компания ILS. Производителем ракет "Протон-М" и
разгонных блоков "Бриз-М" является Космический центр имени Хруничева.
На
время расследования аварии пуски ракет приостановлены; в ближайшее
время они не будут возобновлены. "Поскольку российская государственная
комиссия еще работает, мы не можем оценить сроки работы Наблюдательного
совета (состоит из представителей заказчиков пусков, страховщиков и
технических экспертов, - "ИФ"), но по опыту считаем, что он начнет свою
деятельность не раньше конца июля", - говорится в сообщении,
опубликованном на сайте ILS.
Также в нем отмечается, что работы
по подготовке к следующему старту, в ходе которого планировалось
запустить на орбиту космический аппарат Astra-2E, на Байконуре не
начинались. Спутник находится на хранении. Специалисты, которые должны
были готовить его к запуску, покинули Байконур 5 июля и вернутся только
после завершения работы комиссий по расследованию аварии.
Источник: http://www.interfax.ru/russia/txt.asp?id=317408